Первая полоса

Кто и зачем делает игры для мёртвых консолей

Ярослав Гафнер

В июне на Dreamcast незаметно вышла  Postal. Казалось бы, ну что интересного? Шутер давно стал бесплатным в Steam и GOG — наверняка какой-нибудь фанат с благословения студии Running with Scissors кое-как портировал проект на древнюю приставку, выложил образ в Сеть или в лучшем случае напечатал тираж на CD-болванках, написал на них фломастером название, смастерил обложку, распечатал её на принтере и теперь потихоньку продаёт свою homebrew-игру — то есть издание, слепленное дома, на коленке, безо всяких лицензий.

На деле всё сложнее. Британский дистрибьютор Wave Game Studios выкупил у Running with Scissors права, чтобы создать и издать порт Postal. Программист Дэн Редфилд (Dan Redfield) в течение полутора лет трудился над проектом. Теперь Wave Game Studios продаёт физические копии через свой сайт и выплачивает роялти Редфилду и Running with Scissors.

Подход серьёзный. Но что это — слепая ностальгия, полное незнание реалий рынка? Разве не все игры для мёртвых консолей — любительские, неужели кто-то профессионально ими занимается? Я попытался разведать и выяснил, что игрострой для отживших своё платформ — это целый мир.

 

2600 лет назад

Главный вопрос: что вообще движет разработчиками homebrew и коммерческих релизов для приставок, чья поддержка прекращена? Пример Atari 2600 показывает, что это может быть борьба с техническими ограничениями (вызов для программиста), хобби, чистая ностальгия, помноженная на кучу свободного времени.

Atari 2600 выбрана неспроста. Именно она породила homebrew-движение. Началось всё в середине 1990-х годов с нелицензионных портов. Так, Эд Федермайер (Ed Federmeyer) перенёс Tetris на Atari 2600 и переименовал его в Edtris 2600. Игра разошлась тиражом в 200 копий, что потешило самолюбие автора, однако не сделало его богатым и даже не окупило затрат на возню с проектом.

Так выглядят самодельные картриджи для Atari 2600: Edtris 2600, Oystron, Euchre.

Так выглядят самодельные картриджи для Atari 2600: Edtris 2600, Oystron, Euchre.

Так выглядят самодельные картриджи для Atari 2600: Edtris 2600, Oystron, Euchre.

Программировать под Atari 2600 тяжело. Нужно засунуть игру в 4 килобайта кода и оптимизировать с расчётом на 128 байт оперативки. Дилетантам классическая платформа не по зубам, так что с ней имеют дело в основном опытные специалисты. Косвенно это подтвердила Activision, когда включила в сборник Activision Anthology для GBA (2003) несколько homebrew-игр, в том числе пазл Okie Dokie и shoot ’em up Oystron.

Один из ярких примеров борьбы программиста с техническими ограничениями — история Скотта Уильямсона (Scott Williamson). В 2012 году он портировал на Atari 2600 аркадный шутер Star Castle. Параллельно эту же задачу решили Крис Уолтон (Chris Walton) и Томас Йентч (Thomas Jentzsch). Долгое время считалось, что адаптировать Star Castle под Atari 2600 невозможно — с подачи Говарда Скотта Уоршоу (Howard Scott Warshaw), легендарного программиста Atari из начала 1980-х. Он не сумел перетащить Star Castle с мощного аркадного автомата на слабенькую консоль и в итоге позаимствовал из шутера только концепцию для своего хита Yars’ Revenge.